Кейс. Как датчик на складе за 15 000 рублей сократил убытки компании на 5 миллионов рублей
Привет! Меня зовут Александр, я CEO digital-агентства DIGITISE, но теперь еще и компании разработки продуктов для промышленного бизнеса.

Фокус это статьи - на нашу технологию в рамках одного крупного кейса. Написали эту статью мы для всех, но особенно будет интересно прочесть дистрибьюторам, людям из промышленного бизнеса, специалистам, кто связан с хранением продукции и складской логистикой.

Представьте, вот вы храните какую-то продукцию на складе (к примеру йогурт), где температура должна быть от +2 до +4 градусов. Холодильное оборудование склада вышло из строя и температура понизилась почти до -1 градуса, а заметили вы проблему только на следующее утро. Последствия - большая часть продукции пропала, а бизнес понес убытки в миллионы рублей.

Чтобы избегать подобных ситуация, мы создали собственную российскую простую и полезную систему мониторинга температуры и влажности воздуха, где сотрудники склада контролируют и следят за показателями, получают уведомления в Telegram или по SMS обо всех возникших проблемах. Вот как у нас это получилось.
Предисловие
До 2021 года мы фокусировались на разработке сайтов, приложений, внедрении собственных онлайн сервисов. О них можно почитать на нашем сайте А затем все стало меняться, когда мы решили углубиться в железо и разработку системы мониторинга температуры и влажности для собственных нужд: дома, в офисе, на балконе, даче. Из простого увлечения это превратилось в бизнес.

Наша история немного напоминает Apple или HP. Только мы не работали в гараже и первый клиент, с которого началась наша история, нашел нас сам. Этот кейс стал самым крупным и запоминающимся для нашей команды. Короче, мы хотим рассказать, как благодаря нашим контроллерам и датчикам стоимостью 15 000 рублей получилось сэкономить для клиента 5 миллионов рублей убытков!
Как все началось
Однажды, моя знакомая посоветовала нашу компанию одному крупному дистрибьютору продуктов питания в РФ. Название нас попросили не называть, поэтому заменим на словосочетание “ПРОСТО КЛИЕНТ”.

За месяц до этого я рассказал и показал своей подруге разработку, которую мы делали как хобби с коллегами по работе. Мы просто хотели контролировать температуру и влажность воздуха дома, балконах и в теплицах на даче, собрав собственный контроллер и датчики. Воспринимали мы это как хобби, не больше.

Проблема у “ПРОСТО КЛИЕНТА” была довольно серьезная. К примеру, склад мороженого. Часто сотрудники склада забывают закрывать двери в морозильные камеры, где хранится продукция. Из-за того, что помещение в 1 000 кв. метров, проблема явно заметна минимум через 6 часов. Потери могут быть колоссальными, до 5 миллионов рублей. При этом заново набрать нужную температуру в помещении требуется несколько часов, а иногда целые сутки.

Вот как началось наше общение и очень крутой кейс в нашей компании. С обычного сообщения в Telegram.
А теперь подробнее о кейсе

Шаг 1. Собрать и проанализировать информацию

Для начала расскажу про наш контроллер и датчики. Датчики умеют измерять температуру и влажность воздуха. А контроллер соединен с сервером, собирает данные с датчиков, чтобы передать информацию в наш облачный сервис. В этом сервисе можно настроить роли, доступы, посмотреть графики за определенные даты, отслеживать показания в реальном времени.

Так вот… Мы с командой приехали к клиенту, чтобы нам рассказали про проблему более подробно. На сколько мы были удивлены, когда увидели склады в живую. Это были огромные помещения, в которые можно самолет закатить.

Скажу честно, сначала мы испугались, неделю никак не могли поверить в происходящее, когда заключили договор на внедрение нашей технологии. Но при этом обрадовались такой возможности для нашего стартапа. Пришлось дать название проекту, которое получилось символичным: ТЕРМОС.

У клиента разветвленная сеть складов и уже использовались некоторые датчики другой компании. Но сложность была в том, что показания с датчиков с разных складов и филиалов нельзя было объединить и вывести на монитор диспетчера. Сами датчики были беспроводные и каждые 3-6 месяцев приходилось менять элементы питания.

Поэтому перед нами были следующие задачи:
  • провести монтаж наших датчиков и контроллеров;
  • собирать показания с датчиков всех складов и отображать на мониторах диспетчеров;
  • настроить уведомления о критических ситуациях изменения температуры начальникам склада, ремонтникам, главному инженеру и директору филиала по SMS и в Telegram;
  • составлять отчетность за любой промежуток времени;
  • интегрировать с Битрикс24;
  • дополнительно выводить на общее табло склада данные о температуре и влажности воздуха склада.

Шаг 2. Провести замеры температуры и влажности

Мы собрали все необходимые требования клиента по нужным параметрам температуры и влажности воздуха на каждом складе в городе Самара. Всего 5 складов, общей площадью 10 000 кв. м, с разным режимом работы: где-то должно быть -24, -18, +5, +2 или +18 градусов. А на одном из складов была дополнительная проблема, что картонные коробки портились из-за высокой влажности (если влажность выше 80%).

Зная требования и нужные показатели, мы должны были понять градиент распределения температуры и влажности воздуха в помещении. Для этого через каждые 5-10 метров мы повесили 18 датчиков на высоте 2 и 4 метра. На все 5 складов у нас ушло почти 2 недели на сбор и анализ данных.

Измерения в разные промежутки времени и отдельных точках помещения показали, что в самом большом складе градиент температуры составляет 4 градуса (от -15 до -19).

Понимая геометрию помещений, расположение стеллажей и мертвые зоны, мы поняли какое количество датчиков необходимо, на какой высоте их располагать и в каких местах.

Шаг 3. Установить датчики

После сбора всей информации, мы перешли к плану сборки и установки контроллеров с датчиками на складах.

Немного про наше железо. Контроллеры мы собираем сами, комплектующие заказываем из Китая. А датчики собраны на базе сенсоров AM2302. После сборки нами проводится проверка, калибровка и интеграция с нашим ПО.

Как я уже сказал, установка и расположение контроллеров зависит от многих факторов:
  • задачи и цели склада;
  • площадь помещения;
  • планировка и расстановка стеллажей;
  • требования к температуре и влажности: нужно рассчитывать средние показатели или важно учитывать отдельные места в помещении и м.д.

Шаг 4. Внедрение ПО системы мониторинга

Наше ПО довольно простое, но клиенту было важно интегрировать его с Битрикс24. Это мы расскажем в шаге 6.

Как работает наше ПО для мониторинга?
  • Для каждого датчика назначаются максимальные и минимальные показатели температуры и влажности воздуха для 1 группы и для 2 группы (об этом в шаге 5). Настройку производит сотрудник с ролью администратора, в любой момент времени. Поменялись требования - увеличил или уменьшил температуру. Важно стало следить за влажностью - установил максимальные и минимальные показатели для критических ситуаций.
  • Затем создаются филиалы. К филиалам создаются складские помещения. К складскому помещению добавляются установленные в нем датчики. Рисуется карта помещения и расположение каждого датчика.
К примеру, вот данные по разным филиалам (или городам) и всем складским помещениям в них с данным температуры и влажности.
По каждому складскому помещению можно посмотреть график изменения показателей.
Можно рассмотреть карту помещения и показатели каждого датчика на данный момент.
Вкратце, задача ПО простая, но и одновременно сложная:
  • собрать данные со всех датчиков;
  • визуально показать складское помещение, расположение самих датчиков и их показатели;
  • нарисовать графики влажности и температуры;
  • управлять доступами пользователей и видеть всех сотрудников в системе;
  • настроить и отправлять уведомления ответственным в Telegram и по SMS.
Вот последний пункт - это самая важная часть и расскажем о нем подробнее.

Шаг 5. Настройка уведомлений

Когда возникла критическая ситуация, а вы находитесь не на складе, то вы должны как-то узнать о проблеме. Для этого в нашем ПО мы сделали уведомления.

Уведомления имеют две категории: 1 группа и 2 группа. 1 группа получает уведомления через 60 минут, если значения температуры или влажности воздуха стали критическими для 1 группы. 2 группа получает уведомления через 60 минут, если значения температуры или влажности воздуха стали критическими для 2 группы.
Уведомления придут 1 группе, если температура будет выше, чем -13С или ниже, чем -22С.

Уведомления придут 2 группе, если температура будет выше, чем -12С или ниже, чем -25С.
К примеру, вы начальник склада, вы получаете уведомления в 1 группе. Допустим, вы ушли на обед. И через 1 час вы получаете уведомление в Telegram-бот и по SMS, что на складе критическое значение температуры. У вас есть 60 минут, чтобы отреагировать и исправить ситуацию.

Если нет доступа к компьютеру, то проверить показатели можно в специально разработанном нами Telegram-боте, в котором выводятся все показатели в виде дашборда. А вот SMS-уведомления - это просьба клиента и нужны для дополнительного канала уведомлений о проблеме.

Теперь вместо убытков, которые могла понести компания, у ответственных есть возможность вовремя узнать и исправить ситуацию.

Шаг 6. Интеграция в Битрикс24

Многие компании используют CRM Битрикс24, ведут документацию и общение внутри этого сервиса.

Для нашего “ПРОСТО КЛИЕНТА” и его складского подразделения все задачи идут через Битрикс24.

Благодаря тому, что длительное время мы занимаемся внедрение и настройкой CRM, мы смогли внедрить нашу систему в рамках Битрикс. Выглядит это вот так:

Шаг 7. Результаты

За 3 года сотрудничества, мы внедрили нашу систему в 32 городах “ПРОСТО КЛИЕНТА”, а это более 2 000 датчиков.

Использование нашей системы мониторинга в филиале города Самары помогло клиенту сократить убытки с 5 миллионов до 120 тысяч рублей (на 97% меньше)! При этом установлено контроллеров и датчиков было на сумму 300 000 рублей.

В итоге, мы решили для “ПРОСТО КЛИЕНТА” сразу 6 болей:
  • сокращение убытков компании из-за порчи продукции на складах;
  • быстрое реагирование на возникшие проблемы, благодаря уведомлениям ответственным пользователям склада об изменении показателей;
  • возможность следить за всеми показателями в реальном времени по каждому помещению в интерфейсе нашего ПО;
  • не нужно менять элементы питания в датчиках и контроллерах;
  • ПО интегрировано в Битрикс24, единый интерфейс для сотрудников.
  • возможность дальнейшего масштабирования.
Вот как наше хобби переросло в отдельное профильное направление нашего бизнеса.

Я это называю везением, что у нас появился сначала один, а затем другие клиенты, которым стал интересен наш продукт. Благодаря им мы развиваем, улучшаем нашу систему мониторинга, создаем новые датчики и контроллеры и м.д.

Недавно мы сформулировали для себя ценность, полезное действие нашей работы: “помогать бизнесу сохранять свои деньги”. С этой ценностью живется и работается легче. Это направление в DIGITISE теперь является самым интересным для меня и моей небольшой команды внутри проекта ТЕРМОС.

Если вас интересно узнать подробнее о нашей системе, то можете оставить свои контакты и наши менеджеры свяжутся с вами.